Ребенок и VR: наш гид по виртуальной реальности!

imult-letter

За последние годы аббревиатура VR стала понятна и привычна не только для активных пользователей современных технологий, но и для многих остальных: виртуальную реальность постепенно внедряют в самые разные области жизни. Речь не только о видеоиграх, но и о медицине, военной подготовке, образовании… Важную роль VR-технологий некоторые специалисты (включая производителей обучающих компьютерных программ, учителей, психологов) видят и в развитии детей.

В преддверии выхода нашего первого VR-проекта — игры по мультсериалу “Волшебный фонарь”, команда "Интерактивного Мульта" подготовила для вас краткий гид по миру виртуальной реальности: что это такое, для чего нужна технология и как она может повлиять на ребенка.

Что такое VR?

В основе VR-технологии — принцип воссоздания виртуального мира, в котором игрок может почти свободно ориентироваться и чувствовать реальность происходящего. Ощущения от пребывания в виртуальной реальности достигаются, в первую очередь, благодаря зрению (у пользователя перед глазами всегда есть объемная живая картинка) и слуху (динамики обеспечивают необходимую подачу звука), однако в некоторых случаях на помощь приходят еще и осязание с обонянием. Так, специальные плащи и накидки позволяют в процессе игры получать тактильные ощущения, а, к примеру, один из недавно анонсированных VR-шлемов, по словам авторов, будет поддерживать картриджи с функцией ароматизации воздуха.

Где и для чего используют VR?

Спектр применения технологии сегодня весьма впечатляющий. VR-устройства обеспечивают студентам-медикам безопасную среду для развития практических навыков без риска для кого-либо; получается своего рода тренировка в виртуальной операционной. Благодаря VR врачи проводят отвлекающую терапию, погружая пациентов в интерактивное пространство игр: люди в результате отмечают снижение болевых ощущений. Архитекторы используют виртуальную реальность для моделирования правдоподобных макетов различных сооружений, а инженеры-конструкторы с помощью VR испытывают на безопасность автомобили еще до того, как машины будут запущены в производство. И разумеется, масса способов применения технологии виртуальной реальности относится к сферам обучения и развития.

Как VR помогает детям?

Преимущество образовательной функции VR для детей состоит в том, что необычный гаджет помогает сделать процесс обучения очень наглядным, живым и захватывающим. Ребенок словно попадает в новый мир — и моментально этим увлекается. Один из банков Австралии в прошлом году начал тестировать технологию для того, чтобы более эффективно учить детей управлению личным бюджетом и финансовому планированию. В комплект с обучающей книгой добавили приложение-игру по ее мотивам и шлем виртуальной реальности, с которыми усвоение материала ребятами должно происходить гораздо быстрее, чем с одной лишь книгой. А в Далласе профессор Техасского университета создал программу, где виртуальная реальность используется для развития социальных навыков у детей с аутизмом. Разработка моделирует целые социальные сценарии (собеседование, прием на работу, свидание...) и учит ребят распознавать социальные сигналы. Применяют VR и на обычных школьных занятиях — правда, пока преимущественно в США и Японии, в то время как у нас в стране еще не до конца готовы совмещать в рамках образовательных программ классические учебники с гаджетами.

В создании детских игр технология виртуальной реальности также может быть чрезвычайно полезна. VR-игры позволяют ребенку максимально проникнуться вымышленным миром, в результате чего выполнять развивающие задания здесь куда интереснее, чем наблюдая за героем на обычном экране. Благодаря высоким развлекательным свойствам VR-проектов дети с удовольствием окунутся в красочные паззлы, головоломки и сказочные истории. Первая качественная VR-игра для всей семьи — “Волшебный фонарь” издательства “Интерактивный Мульт” и анимационной студии “Паровоз” (при поддержке VR-консорциума) — выйдет уже на следующей неделе. Подробности о проекте, а также другие наши новости из мира виртуальной реальности — в сюжете телеканала “Страна”.

Что о VR говорят эксперты?

Развеять опасения по поводу VR-устройств спешат некоторые специалисты, опрошенные в прошлом году журналом DigitalTrends. Оптометрист и профессор визуальных наук, психологии и неврологии Калифорнийского университета в Беркли (США) Мартин Бэнкс говорит, что ещё не встречал прямых доказательств губительного влияния шлема виртуальной реальности на детей. А возрастные ограничения, определенные производителями этих устройств (чаще всего — старше 12 лет), связаны не с воздействием гаджетов, а исключительно с общими правилами развития ребенка, у которого в какой-то момент жизни замедляется развитие — с этого момента риск от взаимодействия с гаджетами снижается.

Профессор Питер Ховард, эксперт в области оптики и визуализации, утверждает, что есть большая разница между естественным взглядом человека на мир и восприятием стереоскопических сцен через экраны шлема виртуальной реальности. В то же время, по его словам использование VR с перерывами едва ли нанесет вред нашему зрению.

Иными словами, VR-технология способна негативно повлиять на ребенка примерно в той же степени, что это может сделать смартфон, планшет или компьютер. Всегда стоит следить, в течение какого времени и как именно ребенок использует гаджеты — тогда они станут для него полезным развлечением и не принесут никакого вреда.

На сегодня это все! Оставайтесь с нами и подписывайтесь на группы “Интерактивного Мульта” в социальных сетях, где также можно следить за нашими обновлениями: